К 150-летию создателя большого сталинского стиля рассказываем о его самых ярких и интересных работах
8 октября 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Щусева. Он творил на стыке двух эпох — имперской и советской и всегда умел максимально выразительно вписать свои здания в контекст времени и окружения. Архитектор построил карьеру в царской России, начав со строительства храмов, а после Октябрьской революции стал ведущим зодчим Советского Союза. Среди его работ множество знаковых построек в столице, в числе которых — Марфо-Мариинская обитель, Мавзолей, гостиница «Москва», здание органов госбезопасности на Лубянке, комплекс зданий Казанского вокзала и станция метро «Комсомольская».
Вместе с архитекторами рассказываем о наиболее знаковых постройках Щусева в Москве.
Марфо-Мариинская Обитель
Первым крупным проектом Щусева в Москве стала Марфо-Мариинская обитель на Ордынке. Он построил ее в 1909 году. Строительство велось на личные средства великой княгини Елизаветы Федоровны. Архитектор решил возвести храм кубической формы с большой луковичной главой на высоком барабане. По задумке Алексея Щусева, по своей форме здание напоминало по формам древнерусские храмы Новгорода и Пскова.
Проект запажного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской Обители
Марфо-Мариинская Обитель
Казанский вокзал
Следующим выдающимся проектом Алексея Щусева стало здание Казанского вокзала. Он предложил построить здание в национально-романтическом стиле с неорусскими деталями. Строительство началось в 1913 году, а завершить объект планировалось в 1916 году, однако Российская Империя сначала вступила в Первую мировую войну, а после революции 1917 года и финансирование проекта и само строительство было приостановлено. В итоге Щусев смог завершить строительство здания Казанского вокзала лишь спустя почти 30 лет.
Проект здания Казанского вокзала
Казанский вокзал
«Щусев провел эту стройку через революцию и Гражданскую войну, слом эпох и вкусов. Не все его идеи удалось реализовать на практике. Например на первоначальных этапах к оформлению были привлечены знаменитые художники — Репин, Бенуа и Лансере. Их эскизы были согласованы, но из-за исторических событий не были воплощены на практике. И все же результат все равно получился выдающимся, став одной из визитных карточек города. Внушительный комплекс специально лишен симметрии, так как окружающая застройка была очень пестрой и неоднородной, а такой прием позволил органично связать вокзал с контекстом. Корпуса различны по высоте, форме и стилистике, что формирует иллюзию и ощущение разности эпох», — рассказала глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.
Казанский вокзал
Центральный вход вокзала стилизован под башню княжны Сююмбике с гербами Казанского царства, расположенной в столице Татарстана. Еще одну башню украсили большие часы со знаками зодиаков. Циферблат часов расписывал сам Щусев.
Казанский вокзал
Центральный Дом культуры железнодорожников
Центральный дом культуры железнодорожников при Казанском вокзале был построен в 1927 году. «Создавая фасады, Алексей Щусев применил в оформлении декоративные элементы в виде белых каменных гребней, характерных для «нарышкинского» барокко, изящно вписал сооружение в ансамбль комплекса Казанского вокзала», — рассказал руководитель архитектурного бюро T+T Architects Сергей Труханов.
Центральный Дом культуры железнодорожников
Архитектор упоминает и сложную монументальную конструкцию в виде железобетонного полукольца, на которую помещен зрительный зал. «Его воздушный амфитеатр подвешен на выносных консолях. В свое время это была одна из лучших и наиболее передовых концертных площадок страны. В целом данное здание концептуально соответствует цитате автора: «Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры», — говорит Труханов.
Интерьер Центрального Дома культуры железнодорожников
Здание Наркомзема
Здание Наркомзема СССР Щусев строил с 1928 по 1933 год. Оно было выполнено в стиле конструктивизм. Одной из интересных технических особенностей стали лифты непрерывного действия (лифты системы «патерностер»). После распада Советского Союза в здании разместилось Министерство сельского хозяйства России.
Здание Наркомзема (фото 1985 год)
«Комплекс занимающий целый квартал, можно назвать одним из самых узнаваемых общественных сооружений столицы конца 20-х годов прошлого века. Его архитектура с яркой пластикой, ленточными окнами, асимметрией и вместе с тем выверенными пропорциями, является одним из лучших произведений автора. Кроме того, для своего времени объект был оснащен самыми передовыми технологиями и инженерией, например первыми в городе лифтами непрерывного действия», — прокомментировал партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков.
Здание Наркомзема
Мавзолей
Одной из главных работ Алексея Щусева стало строительство Мавзолея. Первый мавзолей для организатора и предводителя революции 1917 года Владимира Ленина был сооружен Щусевым за 3 дня и имел форму деревянного куба. Второй проект, включавший в себя трибуны и саркофаг, был отделан лакированным дубом. Это строение просуществовало до 1929 года.
Мавзолей В. И. Ленина
Мавзолей, который сохранился до наших дней, был построен в 1930 году. Его Щусев возвел из железобетона и кирпича. Здесь отделка из мрамора и малинового кварцита. Внутри мавзолея — вестибюль, лестницы и траурный зал.
Мавзолей В. И. Ленина
Станция Комсомольская
Одна из самых красивых станций московской подземки — Комсомольская (кольцевая), была возведена по проекту Алексея Щусева, но открыта уже после его смерти — в 1952 году. Она оформлена в стиле сталинского ампира, в котором сочетаются элементы классицизма, ампира и московского барокко.
Потолок на станции метро Комсомольская
«Парадность станции объясняется поставленной перед архитектором задачей отразить радость победы в Великой Отечественной войне и величие сталинской эпохи. Станцию украшает изысканная лепнина, барельефы и мозаичные панно. Стены здесь отделаны желтой керамической плиткой, а пол выложен серым и красным гранитом. Кроме того, станции украшают колонны, облицованные золотисто-желтым мрамором», — отметил основатель архитектурного бюро ARCHSLON Александр Салов.
Станция метро Комсомольская
Читайте также: