Казань, как один из крупнейших городов России, неуклонно развивается, приобретая новые дороги, парки и жилые районы. Однако среди амбициозных проектов, о которых так много говорилось, некоторые так и остаются на бумаге. Давайте поговорим о том, на что Казань тратит свой «репутационный капитал» и какие проекты оказались нереализованными.
Канатные дороги: в поисках спасения от пробок
Представьте себе, что в Казани могли бы появиться канатные дороги, способные бороться с пробками и обеспечивать быстрое передвижение по городу. Эта идея возникла еще в 2016 году, когда городской исполком поручил разработать проект канатной дороги от «Корстона» до стадиона «Ак Барс Арена». Планы были амбициозными, обещая завершение проекта за 12 месяцев. Однако, прошло несколько лет, и ни одна из канатных дорог так и не была построена.
В 2021 году глава Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул важность этой идеи, называя канатные дороги «необходимыми для города». Однако долгое время эта идея оставалась на бумаге.
Только в 2023 году начались конкретные шаги по реализации проекта. Министерство транспорта Татарстана подписало соглашение с компанией «Урбантех» для развития канатных дорог в Казани. Теперь планы еще более амбициозны, включая создание сети канатных дорог, объединяющих разные части города. Главные маршруты будут вести от «Корстона» до «Ак Барс Арены», от Северного вокзала до района «Салават Купере» и от Центрального стадиона до Верхнего Услона. Этот проект может оказать значительное воздействие на мобильность горожан и уменьшение пробок.
Мусоросжигательный завод: сказка, ставшая санкциями
Долгое время одним из самых обсуждаемых проектов в Казани было строительство Мусоросжигательного завода (МСЗ) в поселке Осиново. В 2020 году проект успешно прошел все экспертизы и получил одобрение властей Татарстана. Планировалось, что завод начнет работу через два года.
Однако противники проекта активно выступали против него, проводя пикеты и требуя отставки ответственных чиновников. Несмотря на все протесты, мэр Казани Ильсур Метшин стойко поддерживал идею МСЗ, называя ее важнейшим достижением за время своего мэрства.
Но в 2022 году начались события, которые привели к тому, что проект сдвинулся с мертвой точки. Сначала санкции и военная операция оказали воздействие на поставку оборудования для завода. Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин сообщил о проблемах с техникой. Затем стало известно, что республика не будет выделять средства на строительство МСЗ. Компания «Ростех» также отложила строительство заводов из-за санкций.
Как результат, история Мусоросжигательного завода, казавшейся долгое время реальностью, закончилась неожиданно.
Забытая Адмиралтейская слобода: реновация с задержками
Попытки благоустроить Адмиралтейскую слободу в Казани начались с 2011 года, когда Рустам Минниханов впервые поручил эту задачу. В 2013 году был разработан проект реновации территории, но он не раз обновлялся. Планировалось проводить реновацию поэтапно, и первый этап должен был завершиться в 2018 году, к чемпионату мира по футболу и к 300-летию Петровской верфи.
Однако в 2017 году депутат Казанской городской Думы, Альмир Михеев, заявил, что начать строительство и развитие территории невозможно без строительства канализационно-насосной станции (КНС). Строительство этой станции завершилось только в 2021 году.
Даже активисты не всегда верили в успех проекта. В 2019 году помощник руководителя региона, Олеся Балтусова, заявила, что обновление слободы может потребовать целых 30 лет. В 2021 году глава Агентства инвестиционного развития Татарстана, Талия Минуллина, объявила, что проект реновации потерял государственное финансирование.
Однако появилась новая надежда для территории в виде Соборной мечети, которая должна стать центральным элементом развития Адмиралтейской слободы. Мечеть была перенесена с территории бывшего парка аттракционов «Кырлай» в Адмиралтейскую слободу. Это решение вызвало дискуссии среди экспертов о перспективах развития этой долгое время забытой территории.
Теперь обсуждаются идеи о возможном создании рядом исламского образовательного и общественного многофункционального центра, а также застройке участка многоквартирными и частными домами. Однако пока нет четкой временной рамки для реализации этих планов.
Все сошло на нет: оживит ли город мертвый проект реновации Адмиралтейки?
Вторая ветка метро и зарытые миллиарды
Последнюю станцию первой линии казанского метрополитена, «Дубравную,» сдали в 2018 году, хотя с опозданием. Сразу после этого объявили о планах по строительству второй линии, которая включает 12 станций. Эта линия должна пройти от улицы Академика Сахарова к ипподрому, Советской площади, Компрессорному заводу, а затем через реку Казанку к «Ак Барс Арене,» а также по улицам Фатыха Амирхана и Бондаренко с завершением на улице Восстания.
Первая линия будет связана со второй станциями «Яшьлек» и «Дубравная,» делая казанское метро круговым и покрывая все районы города. Первоначально было запланировано ввести в эксплуатацию 4 станции из 12 к 2027 году. В настоящее время закончена прокладка второго участка между станциями «Сахарова» и «Зилант.»
Проект обходится городу значительными средствами. Если в 2020 году 4 станции обошлись в 40 миллиардов рублей, то теперь цены выросли в полтора раза. Однако сроки окончания строительства остаются вопросом, и особенно критическим стал перекресток улиц Фучика и Зорге, который стал неразрешенной проблемой для многих жителей, несмотря на их терпимость к долгой стройке.
Несмотря на финансовые трудности, в 2022 году появилась информация о разработке проекта новой станции метро рядом с Детской республиканской клинической больницей. Эта станция должна стать расширением линии, начиная с «Дубравной.» Однако окончательное решение о реализации этой идеи еще не принято.
Урбан-активист Дмитрий Сагдеев считает, что вторая линия метро, несмотря на заминки, всё-таки продвигается: «Я не стал бы называть вторую ветку метро зависшим проектом поскольку она всё-таки строится, пусть и не так быстро, как многим хотелось бы. Работы идут и первая станция на Сахарова уже почти готова.»
Набережная вдоль Казанки и Равиль Зиганшин
В Казани уже несколько лет зреет идея создания самого крупного прибрежного парка на берегу реки Казанка – целых 12 парков. Стратегия развития прибрежных территорий Казанки была рассчитана на десятилетний период до 2030 года, однако на данный момент проект столкнулся с серьезными затруднениями. На начальном этапе власти города планировали охватить благоустройством обширную площадь в 3 700 гектаров, что эквивалентно по размерам девяти центральным паркам Нью-Йорка или 54 паркам имени Горького в Казани.
Из упомянутых 12 новых парков, пока что была реализована даже не четверть. Среди уже готовых парков можно назвать лишь экстрим-парк «Урам», строительство которого началось ранее, чем была разработана концепция, парк знаний на Кремлевской набережной под зданием Национальной библиотеки, и «Русско-Немецкую Швейцарию,» которую несколько даже и не трогали.
Судьба парка «Манзара,» обсуждение которого шло весь прошлый год, все еще под вопросом. Изначально парк должен был располагаться рядом с бывшим парком «Кырлай,» однако последний был снесен, так как на его месте планировалось строительство соборной мечети, которая была несовместима с наличием парка. На данный момент мечеть также перенесли, и в летний период 2023 года комитет внешнего благоустройства города объявил, что ведется разработка концепции парка.
На территории под мостом «Миллениум,» где также был запланирован один из парков, сейчас ведется активное строительство гостиниц, и пока что не ведется речь о благоустройстве. На остальных проектах город молчит.
Тимур Ескараев, эксперт команды «Стратегия развития Казанки,» выразил свое разочарование в ситуации: «Я глубоко разочарован в том, что происходит со стратегией. Бюджетирование не произошло за все эти годы, и прошло уже пять лет с момента подписания указа Минниханова. Все это время я поддерживал стратегию, потому что с самого начала возникали сомнения, что этот проект не будет реализован, и что это всего лишь прикрытие для строительства на берегу Казанки. И вот все эти сомнения подтвердились.»
Городская электричка в никуда
В 2010 году власти Казани решили начать строительство кольцевой городской электрички, планируя, что она позволит жителям перемещаться из одного конца города в другой всего за полчаса. В то время говорили о том, что проект будет реализован в ближайшие годы. Городская электричка должна была протянуться на 48 километров и включать 17 остановок, предоставляя жителям удобный транспорт для перемещения внутри города, включая маршрут от аэропорта через железнодорожный вокзал «Казань-1» и «Казань-2» и обратно.
Проект стал вызывать вопросы среди горожан, которые считали, что наряду с метрополитеном и скоростным трамваем, городская электричка несет в себе избыточность. В 2021 году вице-премьер России Марат Хуснуллин предложил включить строительство городской электрички в Казани в транспортную стратегию до 2030 года. В то время он заявил, что проект был разработан совместно с РЖД и имеет поддержку 8 регионов России, а еще 15 проявили интерес к нему.
Однако весной 2023 года стало известно, что РЖД предложила оплатить половину стоимости строительства кольцевой железной дороги в Казани при условии, что Татарстан покроет оставшуюся половину расходов. Республика пока не приняла решения относительно этого предложения.
Урбан-активист Дмитрий Сагдеев считает, что проект городской электрички подразумевает множество проблем и ограничений. Основной аспект заключается в том, что этот проект не учитывает отдаленные микрорайоны Казани. Даже при наличии железных дорог и удобных станций в районах, как Юдино и Дербышки, городская электричка не охватит их.
Сагдеев говорит: «Я считаю, что в том виде, в котором предложен проект, он бессмыслен. Ведь вокруг железнодорожного кольца в принципе нет мест, которые привлекли бы пассажиров.»
Активист заключает, что проект городской электрички, как он представлен сейчас, вероятно, никогда не будет реализован.
Диснейленд по-татарски — Futuroscope
Идея создания первого семейного парка развлечений в Татарстане под названием «Futuroscope,» аналогичного французскому «Диснейленду,» входила в список приоритетных инвестиционных проектов. Госкомитет по туризму республики подписал соглашения о сотрудничестве с компанией ООО «Волга-Дискавериз» и французской компанией Sarl OG Conseils services в 2015 году. Стоимость проекта оценивалась в 220-380 миллионов евро, и первый этап, который включал геологоразведку и исследования для строительства парка развлечений, получил разрешение того же года. Планировалось, что татарский «Диснейленд» откроется в 2021 году.
«Futuroscope» должен был стать уникальным парком аудиовизуальных технологий, с величиной кинотеатров сравнимой с многоэтажными зданиями, зеркальными кристаллами, гигантскими каплями воды, фантастическими пирамидами и необычными трубами. В рамках проекта планировалось занять площадь 70 гектаров в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан, где предполагалось создать до 15 аттракционов. В дополнение к парку развлечений планировалось строительство гостиничного комплекса общей площадью 80 тысяч квадратных метров на 500 человек, а также 25 гостевых домов с пристанями для катеров и яхт.
Однако проект «Futuroscope» провалился еще до начала строительства. Инициировавшая его компания «Волга-Дискавериз» обанкротилась из-за долгов перед контрагентами, и дело рассматривалось в Арбитражном суде Республики Татарстан. Госкомитет по туризму, который обещал поддержать проект, не высказывал свою позицию относительно этой ситуации, и будущее парка развлечений остается неясным.
Благоустройство Вахитовского холма
История Вахитовского холма связана с различными проектами и попытками изменений на его территории. В 2007 году, когда Минтимер Шаймиев занимал пост президента Татарстана, возникла идея перенести памятник Шигабутдену Марджаниеву на площадь Вахитова и возведение нового здания Национальной библиотеки. Для этой цели был объявлен конкурс на лучший проект, однако из-за финансовых трудностей компании «Антика,» футуристической компании, которая должна была воплотить эту идею, проект так и не был реализован.
В 2017 году Вахитовский холм снова привлек внимание, когда турецкие инвесторы начали разрабатывать проект на его территории. Исходно проект назывался «Ключ Казани» и включал в себя жилые здания высотой до 13 этажей, затем он преобразовался в торгово-офисный центр Espace, а впоследствии в новый многофункциональный комплекс. Последние эскизы были утверждены президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Турецкая компания «Дайнамик Глобал» планирует вложить более 100 миллионов долларов в строительство, но пока официального разрешения на строительство не получила.
Согласование проекта также осложняется тем, что земельный участок, на котором предполагается строительство, входит в список объектов культурного и археологического наследия республиканского значения, а также считается историческим местом. По сообщениям СМИ, решено было сохранить памятник Вахитову и собственно находящуюся на территории шахматную школу без изменений.
Концертный зал без места и времени
Создание большого концертного зала в Казани стало долгожданным мероприятием, над которым работали муниципальные власти. В 2018 году мэр Казани Ильсур Метшин объявил о намерении города строить такой объект. Выбор местоположения проекта затягивался на протяжении более пяти лет. Предполагалось, что концертный зал будет вмещать 3-3,5 тысячи зрителей. Рассматривались разные варианты местоположения, включая участки за дворцом единоборств «Ак Барс,» между «Ривьерой» и центром семьи «Казан,» а также около пескобазы возле Адмиралтейской слободы.
В 2021 году появился проект планировки территории на набережной реки Казанки вдоль улицы Сибгата Хакима, где предполагается строительство многофункционального комплекса с гостиницей и концертным залом.
В 2023 году инвестсовет Татарстана одобрил проект строительства конгресс-центра на берегу Казанки по улице Сибгата Хакима. Общая площадь комплекса составит около 300 тысяч квадратных метров, а также площадь для благоустройства около 93 тысяч квадратных метров. Проект оценивается в 28,7 миллиардов рублей, и предполагается, что объект будет завершен к началу 2028 года.
Фантомный скоростной трамвай
Еще одним долгожданным проектом в Казани стал скоростной трамвай. Возникали различные планы по его строительству, включая разработку трамвайной линии в различные районы города. В планах прокладывались линии в экорайон на месте бывших артиллерийских складов, а также закольцевание трамвайной линии по Большому казанскому кольцу.
Генпланом на 2040 год было предусмотрено строительство 38,3 километров трамвайных путей, но, несмотря на эти планы, многие участки трамвайных линий остаются нереализованными из-за финансовых и технических ограничений. Текущее состояние трамвайных путей оставляет желать лучшего, и возникает впечатление, что эти проекты подходят к тупику. В начале их создания, они выглядели как перспективные и современные идеи, однако, с течением времени, ресурсы и интерес снижаются.
По мнению экспертов, скоростной трамвай имеет потенциал для улучшения общественного транспорта в Казани, но для его успешной реализации требуется значительное финансирование и технические улучшения существующей инфраструктуры.
В целом, истории этих проектов являются наглядными примерами вызовов, с которыми сталкиваются города при реализации амбициозных планов по развитию. Они подчеркивают важность устойчивого финансирования, широкой общественной поддержки и тщательного планирования для успешной реализации инфраструктурных проектов.
В заключении можно отметить, что амбициозные инфраструктурные проекты всегда сопровождаются рядом вызовов и сложностей, и это вполне нормально. Важно учитывать опыт и уроки, которые дает реализация таких инициатив. Несмотря на трудности, Казань продолжает развиваться и стремиться к улучшению качества жизни своих жителей. Истории Вахитовского холма, скоростного трамвая, парков на берегу Казанки и многих других проектов служат напоминанием о важности тщательного планирования, участия общественности и устойчивого финансирования при создании современных и функциональных городских инфраструктур. Многие из этих идей могут еще найти свое воплощение, исходя из потребностей города и его жителей, и стать частью будущего, который Казань строит сегодня.