Чем недовольны жители и гонщики на этапе «Формулы-1» в Лас-Вегасе Этап Гран-при в Лас-Вегасе прошел впервые с 1982-го года. Местные жители неоднократно жаловались на организаторов и высокие цены на билеты, гонщики критикуют трассу, а во время первой практики оторвался люк. Об этом — в материале «РБК Спорт»
Лас-Вегас принимает этап «Формулы-1» впервые с 1982 года. Гонка состоится 18 ноября на городской трассе. Это предпоследний этап сезона, который завершится в Абу-Даби через неделю. «РБК Спорт» разбирался, как первый этап в Вегасе превратился в скандал.
Жалобы местных жителей
Жители Лас-Вегаса крайне негативно относятся к гонке: из-за строительных работ перекрыли весь центр, люди добирались до работы в центре объездными путями, которые увеличили маршрут в три раза. В результате в городе, население которого без туристов и любителей поиграть в казино превышает 600 тысяч человек, увеличились пробки. Также заборы и техника перекрыли виды на главные достопримечательности, а пешеходные зоны стали недоступны.
«Я хочу извиниться перед всеми жителями Лас-Вегаса и отметить, что мы ценим их терпение. Мы принесем региону около $1,7 млрд дохода, таким образом, Гран-при пойдет на пользу не только тем, кто хотел бы увидеть гонку. Мы надеемся, что этот год был самым трудным, а в будущем все будет проходить проще», — заявил исполнительный директор Liberty Media (владеет «Формулой 1» Грег Маффей.
Изначально переложить асфальт на улицах, предназначенных для гонки, «Формула-1» планировала оплатить самостоятельно, однако в процессе строительных работ проект несколько раз пробил планируемый бюджет. В связи с этим расходы в $80 млн взял на себя город, который надеется на коммерческий эффект в $1,3-1,7 млрд за счет налогов и дополнительных трат посетителей.
Семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон заявил, что необходимо уважать местных жителей. «Я слышал, что было много жалоб на этап от местных. Я считаю, что мы должны уважать местных жителей. Так много людей упорно трудятся, в городе много денег и богатства. Надо предпринимать меры, чтобы мнение людей учитывалось. Мы не можем приезжать как цирк со всем своим блеском и гламуром и негативно влиять на людей. Это мое мнение», — заявил пилот «Мерседеса».
Кроме того, «Ф-1» нашла способ, как избежать нелицензионного просмотра гонок с мостов и заведений: организаторы пленкой закрыли весь вид с моста, а также огородили решетками, чтобы ее не срывали. Кроме того, чтобы гонки смотрели только обладатели билетов, отдельные части улиц закрыты непрозрачными панелями.
«Клоун» на шоу-церемонии
Макс Ферстаппен и Серхио Перес
Перед Гран-при «Ф-1» впервые в истории провела церемонию открытия уикенда с участием всех 20 гонщиков. Пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен раскритиковал мероприятие, заявив, что выглядел «как клоун» во время церемонии открытия.
«Мне вообще ничего здесь не нравится. Я выложусь по полной, но такое мне не по душе. На мой взгляд, все подобные штуки можно пропустить. Ты просто стоишь, выглядишь как клоун».
Голландец также не пошел на VIP-вечеринку, куда пригласили всех пилотов. По его словам, уикенд в Лас-Вегасе «на 99% шоу и на 1% спортивное мероприятие».
Исполнительный директор компании LVCVA, организующей Гран-при Лас-Вегаса, Стив Хилл предположил, что резкие высказывания Ферстаппена связаны с тем, что он «нервничает».«Макс дерзко высказался по поводу гонки, честно говоря. Не знаю, может, потому что он нервничает, но это тоже добавляет остроты», — заявил Хилл.
Пилот «Феррари» Шарль Леклер считает, что «Формула-1» справляется со своей задачей неплохо, если ее целью является привлечение новых болельщиков элементами шоу.
«Элементов шоу и правда очень много, но если и организовывать такие вещи — то точно здесь. То есть, для меня важнее всего то, чтобы сама природа «Формулы-1» и сам спорт оставались неизменными. <…>. Так что потенциально такая тактика может привести в «Ф-1» очень много новых болельщиков в ближайшие годы. Так что пока «Формула-1», как мне кажется, справляется с задачей очень неплохо».
Высокие цены на билеты
Гран-при стал самым дорогим в новом сезоне: билеты на стоящие места стоили $500, а за место на трибуне пришлось отдать от $2 тыс до $2,5 тыс. VIP-билеты продавались за $8 — $10 тыс. Для сравнения, в среднем цена за билет на других этапах составляла $300.
За месяц до гонки оставались непроданными 10 тыс билетов, а перекупщики начали снижать цены. При этом, в первый год проведения гонки Формулы-1 в том же Майами все билеты были раскуплены, а вот на второй год продажи упали.
Пилот «Феррари» Леклер призвал организаторов заняться вопросом завышенных цен на билеты, из-за чего трибуны на Гран-при Лас-Вегаса пока заполнены далеко не до конца.
«И я надеюсь, что «Формула-1» уже работает над этой проблемой (высоких цен на билеты). Очень многие соревнования становятся просто невероятно дорогим удовольствием, и порой получается, что болельщики, настоящие болельщики, которые действительно любят этот спорт, не могут позволить себе приезжать на гонки, смотреть гонки. И вот это та проблема, которую нужно решать».
Проблемная трасса
Пилот «Ред Булл» Серхио Перес заявил, что главным испытанием в этапе будет работа с шинами из-за температуры. «Мне кажется, никто из нас не имеет ни малейшего представления об этой трассе. Поскольку этот этап сильно отличается от других. Во-первых — температурой. Главной задачей будет удерживать шины в оптимальном температурном окне, чтобы они хорошо работали. Думаю, это будет главным испытанием. И это будет совсем не так, как на других этапах в этом сезоне. И никто не знает, насколько может быть силен в таких условиях».
Ферстаппен заявил, что несмотря на красивый вид, конфигурация трассы неинтересна. «Я не считаю ее интересной. Мне в целом неинтересны городские треки, особенно с новыми, слишком тяжелыми машинами. Более того, если сцепление с трассой низкое, это не идет на пользу. Конечно, виды прекрасные, проезд по Лас-Вегас-Стрип, но сама конфигурация не самая интересная. В болиде «Ф-1» куда веселее преодолевать высокоскоростные повороты, а здесь их не так много».
По словам семикратного чемпиона Хэмилтон, он не способен выиграть гонку, и его команда сосредоточена на подготовке к следующему сезону. «Надеюсь, что в Лас-Вегасе мы сможем выступить лучше (чем в Бразилии), хотя мы и не знаем, как наша машина будет смотреться на этой трассе. Наша машина точно не способна выиграть чемпионат — и я не уверен, что она вообще способна выиграть хоть одну гонку» — рассказал пилот «Мерседеса».
Открытый люк канализации сорвал практику
Первая в истории тренировка перед Гран-при Лас-Вегаса завершилась досрочно красными флагами примерно через десять минут после старта из-за оторвавшегося канализационного люка на городской трассе. Серьезные повреждения получил болид Ferrari испанца Карлоса Сайнса. Также пострадал болид француза Эстебана Окона (Alpine).
«По итогам инспекции ФИА было обнаружено, что во время первой тренировки не выдержал бетонный каркас вокруг крышки дорожного люка. ФИА начинает проверять все люки на автодроме. О любых изменениях в расписании будет сообщено в свое время», — говорится в заявлении.
Руководитель «Феррари» Фредерик Вассер не скрывал своего разочарования. «Карлос сказал, что он что-то ударил на трассе, и мы не знали, в чем дело. Мы полностью повредили монокок, мотор и батарею. Это неприемлемо». У Вассера также спросили о уикэнде в Лас-Вегасе, однако он был «не в настроении говорить что-либо позитивное».
Позже стало известно, что в «Феррари» Сайнса образовалась сквозная дыра из-за инцидента с люком, об этом сообщил журналист Auto Motor und Sport Тоби Грюнер. По версии репортера, сначала пилот «Альпин» Эстебан Окон проехал по незакрепленному люку, после чего в «Феррари» Сайнса ударила часть дренажной трубы из образовавшегося отверстия.
«Феррари» обратилась в ФИА с запросом о замене двигателя на болиде без штрафа: из-за инцидента болид Сайнса получил значительные повреждения батареи, ДВС и монокока.
В случае превышения допустимого количества двигателей в течение сезона, с каждой заменой пилот получает штраф в виде потери нескольких мест на стартовой решетке.
Однако стюарды отклонили запрос «Феррари» в связи с тем, что регламент «Ф-1» не предполагает наличия полномочий принимать решения по подобным вопросам. Поскольку в регламенте подобные уступки не предусмотрены, заявка «Феррари» не может быть удовлетворена. Так Сайнса оштрафовали на десять позицийю