В Москве стало меньше скидок для покупателей новостроек Это происходит на фоне временного оживления спроса в последние месяцы действия ипотечной госпрограммы
Распространенность и средний размер дисконтов на первичном рынке Москвы в мае снизилась, следует из предоставленного редакции обзора риелторской компании «Метриум». Тренд подтверждают и другие участники рынка, опрошенные «РБК-Недвижимостью».
По оценке «Метриум», на конец мая скидки предлагаются в 150 новостройках, за год и относительно первого квартала показатель снизился на 6,3%. Средний размер скидки на первичном рынке составляет 3% по сравнению с 7% в апреле — мае 2023-го. Такую ситуацию в компании объясняют повышением спроса на фоне скорого завершения ипотеки с господдержкой. Тенденцию наблюдают и другие эксперты. «В период с февраля по май скидок было больше, — говорит эксперт МИЭЛЬ «Строгинская пойма» Евгений Бражин. — Сейчас, когда появился входящий поток клиентов, закрывающих государственную ипотеку или семейную ипотеку по условиям до 1 июля 2024 года, застройщики менее охотно соглашаются на предоставление скидок».
Заместитель коммерческого директора PIONEER Дмитрий Ефимов отмечает, что средний размер скидок сейчас не превышает 3-5%. «По некоторым проектам он сократился, что связано, как правило, с ростом строительной готовности проекта», — говорит эксперт.
В начале года ситуация была обратной — например, в январе скидок было даже больше, чем в новогоднюю распродажу.
«В настоящее время девелоперы столичных проектов в сегменте элитной недвижимости предоставляют скорее, не скидки, а небольшие бонусы для повышения лояльности. Они, как правило, не превышают 3%», — говорит и директор по продажам и маркетингу клубных домов Turandot Residences & Artisan Ольга Зыблая. Размер предельных скидок в высокобюджетном сегменте традиционно невысок, отмечает эксперт, но за последний год он снизился — с 8% до 5%.
В компании «Главстрой» указывают, что распространенность скидок на первичном рынке снизилась с 56% всех проектов в январе до 45% в мае. При этом распространенность скидок минимального размера — до 1% — выросла на 10,6 п.п., на нее приходится 54,7% всех предоставляемых дисконтов, отметили в компании. Доли скидок в диапазоне от 1% до 31% с начала года, напротив, снизились.
Как изменились скидки на новостройки в Москве в 2024 году
Размер скидки | Доля, янв. 24 г. | Доля, май 24 г. | Изменение доли, п.п. |
---|---|---|---|
0% и менее 1% | 44,1% | 54,7% | +10,6 |
1-11% | 20,2% | 14,0% | –6,2 |
11-21% | 28,6% | 27,8% | –0,8 |
21-31% | 4,6% | 3,0% | –1,5 |
31-41% | 2,6% | 0,0% | –2,6 |
41-51% | 0,0% | 0,5% | +0,5 |
Данные: «Главстрой»
В компании обращают внимание, что на фоне общего снижения распространенности дисконтов на рынке появились предложения со скидкой более 40% — год назад их не было, сейчас же такие условия действуют для 229 лотов. «В мае увеличился максимальный дисконт, достигнув отметки выше 40% (правда, всего в одном проекте). В январе максимальные скидки выше 35% были отмечены 22 проектах», — говорит руководитель управления маркетинговых исследований и аналитики компании «Главстрой» Елизавета Родина.
Максимальный размер дисконта с начала года вырос с 30% до 40,2%, отмечает и управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. «Год назад пиковое значение составляло 34%. А самый большой показатель за историю рынка зафиксирован в январе 2023 года — 63,3%», — рассказывает эксперт.
Участники рынка отмечают, что в ряде случаев предоставляемые скидки, по сути, являются маркетинговой уловкой. «Скидки нередко становятся фиктивным инструментом продаж. То есть, застройщики цену сначала поднимают, а потом снижают», — поясняет генеральный директор агентства недвижимости ARQ CITY Максим Каварьянц. «Дисконтные акции сейчас не постоянные, как это было два-три года назад. Специальные предложения почти всегда ограничены по времени», — добавляет он.
Евгений Бражин из МИЭЛЬ также указывает на распространенность фиктивных дисконтов. «Стоит иметь в виду, что большинство скидок завуалированы и нивелируются с учетом удорожания стоимости объекта при выборе траншевой ипотеки, ипотеки, субсидированной банком или застройщиком, при использовании ипотеки с кешбэком или при недостатке первоначального взноса», — предостерегает эксперт.
Читайте также: Какие есть альтернативы льготной ипотеке: лизинг, рассрочка и трейд-ин
«Что касается максимальных дисконтов, то большие значения скидок (более 25%) — это скорее маркетинговая активность, чем реальные снижения цен. Это точечные предложения, — подчеркивает коммерческий директор MR Group Леонид Савков. — Но причина такого эксклюзива не обязательно в стремлении реализовать неликвидные лоты. А, возможно, в том, что девелоперу, согласно плану продаж проекта, просто нужно увеличить реализацию заданной типологии».
Как еще застройщики поддерживают продажи
Несмотря на активизацию спроса перед завершением ипотечной госпрограммы, перед девелоперами остается задача по стимулированию покупателей в условиях высоких рыночных ставок — при действующей ключевой ставке они и так, фактически, запретительные, а недавно несколько крупных банков приняли решение о дальнейшем увеличении.
«Существующие на данный момент способы стимулирования спроса от застройщиков, чаще всего, связаны с предложением различных форм оплаты: рассрочки, трейд-ин, субсидированной и траншевой ипотеки», — говорит заместитель коммерческого директора PIONEER Дмитрий Ефимов.
Сейчас основной стимулирующий инструмент покупки новостроек — это рассрочки и другие инструменты, связанные с условиями оплаты, отмечает и коммерческий директор Asterus Вера Стефан. «В условиях отсутствия доступной ипотеки скидки в размере пары процентов не играют большой роли при принятии решения. А вот возможность получить комфортные ежемесячные платежи или не искать большую сумму на первый взнос — как раз то, что сейчас востребовано покупателями», — поясняет эксперт.
Максим Каварьянц в числе способов поддержания спроса, активно применяемых застройщиками в апреле — мае также называет: