ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. КАЗАНИ |
|
||||||||
|
|
|
Факил Амак (Факил Сафин) (1954) В настоящее время татарская литература обогащается новыми довольно интересными произведениями. Среди них есть и психологическо–мистические повести Набиры Гиматдиновой, и произведения «Покаяние» («Тђњбђ») Т.Галиуллина, «Счастье обездоленных» («Бђхетсезлђр бђхете») Ф.Садриева, освещающие жизнь в эпоху тоталитаризма в России, и повесть «Золотая сеть» («Алтын ятьмђ») М.Маликовой, показывающая женщину–татарку постсоветской эпохи, ту, которую создало наше время. Среди них особняком стоит писатель Факил Сафин. Он особенно глубоко вникает в судьбу человека, чувствует дыхание времени, поднимает проблемы, которые встали перед татарским народом и которых другие еще боятся трогать. Факил Сафин родился в 1954 году в деревне Амакай Муслимовского района. Поэтому он иногда свои произведения публикует под псевдонимом Амак. (У татар это было принято издревле. Например, известный поэт Махмуд Кашгарый. Его фамилия означает, что он жил в городе Кашгарый. Габдельзаббар Кандалый жил в деревне Кандалый. Габдрахман Утыз–Имяни жил в деревне Утыз–Имяни и т.д.). Закончив Казанский государственный университет, он работал учителем, директором школы, инженером в КамАЗе. С 1990 года он уже журналист. Заместитель главного редактора в газете «Утренняя заря» («Таћ йолдызы»), ответственный секретарь в журнале «Аргамак», главный редактор журнала «Наука и школа» («Фђн џђм мђктђп»). В настоящее время руководит литературным обществом «Ляйсан» при Союзе писателей Набережных Челнов. Факил Сафин – лауреат премии имени Гаяза Исхакый Союза писателей Татарстана. В литературу Факил Сафин пришел как поэт, автор сборника «Одуванчик» («Тузганак чђчђге»). Потом были его повести «Последняя осень» («Соћгы кљз»), «Гульжихан» («Гљлќиџан»), роман «На вершине высоких гор» («Биек тауныћ башларында»). Роман сначала был напечатан в журнале «Аргамак», потом в 1998 г. вышел отдельной книгой. Про Факиля Сафина написано очень мало и, в основном, на татарском языке. Обычно пишут про его творчество, как он вошел в литературу, какие темы освещает. Повесть «Последняя осень» рассказывает об одном из многочисленных руководителей нашего отечества. Тимерхан Заманов – председатель колхоза. Уже в имени автор дает сущность его характера (тимер означает железо, хан – царь, заман – время ) – у него железный характер, и он – дитя времени, эпохи. Любит властвовать. Таким его вырастило общество, время. Тимерхан рано остался без отца. Отец был председателем райпо. Его обвинили в организации антисоветского общества, в укрывательстве товаров для народа, за разрушение социализма изнутри… Он был арестован как враг народа. Однажды ушел на работу и не вернулся. Тимерхан про все это узнал потом. Он сам помнил лишь только о том, как плакал, оставшись без отца. На улице над ним издевались ребята, в школе обижали учителя. Его избивали, пинали, издевались как могли. Автор подчеркивает, что даже уличные собаки были счастливее, чем Тимерхан. В годы войны мать работала в колхозе, но они постоянно голодали. Мать однажды не вернулась с работы. Она решила для опухшего от голода сына принести хотя бы пригоршню зерна. Ее поймали и увели… Голодных детей в деревне кормили один раз в день горячим обедом. Но сына «врага народа» туда не пускали. Мальчика унес (он уже не мог ходить, одной ногой был в «в могиле») к себе сосед, Байраш бабай. Он спас его от верной смерти, вырастил. Дед учил его жить для себя, не доверять никому, говорил, что в этом мире нет справедливости, свое надо брать силой, грызть зубами врагов. Сказал, что ныне время нахальных, бессовестных, пронырливых, беззастенчивых людей. Тимерхан после окончания восьмого класса ушел из деревни, сам пробивался в этой жизни. Стал председателем колхоза, наладил связи. Для этого надо было стать жестким, умеющим постоять за себя, безжалостным, уметь ходить по головам. Тимерхан исковеркал жизнь Рахиле. Он уже в деревне испортил крови многим семьям. Раз он председатель, считает Тимерхан, то может протянуть руки на всех женщин. Мать Рахилы тоже пережила это. Муж не смог защитить жену – Исрафил просто боялся председателя. Иначе они в этой деревне не смогли бы жить. Он переживал про себя, а сам молчал. С тех пор в душе у жены что–то сломалось. Она чувствовала себя совсем одинокой в этом мире, у нее маленькая дочка рядом и все. Ф.Амак не дал переживаний матери, когда тот же человек отнял у нее Рахилю. Но можно представить ее чувства. Главное, Заманов за свои поступки не отвечает ни перед кем: ни перед людьми, ни перед богом. У него нет ни совести, ни стыда. Его собственная жена умерла достаточно рано. Перед смертью она сказала, что умирает от душевных переживаний. Зульхиза знала про похождения мужа, но изнывала молча. Это и свело ее в могилу. В повести описаны и другие руководители, их стиль жизни, их способы работы. Они решают дела на попойках, договариваются друг с другом, кого поднять, кого опустить, с кем что делать. Помогают друг другу решать назревшие проблемы. Правда, проблемы у них особенные. Например, одному не удается избавиться от любовницы, так Заманов помог ему выдать эту девушку замуж за одного из своих замов. Или на общей попойке с начальниками из Казани договорились в первые секретари пропустить своего человека. Сын у Заманова не удался. Слишком избалованный, он не научился работать, пил, курил, гулял. Отец ему купил трехкомнатную квартиру, давал достаточно денег, чтобы парню не работать. Случайно приехав к сыну, он увидел, как сын лежал на полу в своей грязи. На кровати спала голая пара. Сын, проснувшись, эту женщину в чужих объятиях представил своей женой. Тимерхана чуть не стошнило. Но у него нет и отцовских чувств. Тимерхана эта картина не больно ранила. Он просто хотел избавиться от своего сына. Для этого решил свести Рахилу со своим сыном. Она уже не девушка, в деревне про нее ходят слухи, значит, она будет готова на все, даже на его такого пропащего сына. Такова любовь Тимерхана. Любил, использовал, выбросил. В деревне он никому не сделал доброго дела. Если делится богатством, то строго по расчету, и требует, чтобы ему за это по–рабски служили. У него в деревне есть два таких раба – один зам, другой тоже столуется из–под его рта. Так Тимерхан однажды случайно подслушал, как они, пьяные, его ругали. Председатель за это своих зарвавшихся слуг заставил голыми руками сгребать навоз из–под свиней: чтобы знали свое место и не рыпались! Тех, кто ему не подчиняется, он выгоняет не только из села, даже из района. Камил Сабиров, директор школы, не умел подлизываться председателю. К нему в кабинет входил без поклонов, себя уважал. В школе уладил обстановку, не гонял детей без нужды для колхозных дел. Это очень не нравилось Тимерхану. А еще больше не нравилось, что Сабиров сумел организовать в школе работу. У него учителя работают без ссор и обид. Если Сабиров такой уважаемый, авторитетный, вдруг его посадят на его место? Наверное, Тимерхан думает и об этом. Так он выгнал Сабирова с работы, воспользовавшись первым удобным случаем. Да еще позвонил всем знакомым и подчиненным начальникам, чтобы его нигде на работу не принимали: «Мы выгоняем плохого работника, говорим, что он лентяй, безалаберный, неумелый руководитель, а вот он уезжает в соседнее село и начинает завоевывать авторитет, работает, как ни в чем не бывало. Ведь получается, что мы не разглядели человека. Так постарайтесь, чтобы в этот раз такого не было!»
|
||
|
Copyright © 2002-2003 ООО "Аккорт" |