ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. КАЗАНИ


 

На главную

О ЦБС

Наши библиотеки

Издания

 Ресурсы

Панорама жизни ЦБС Клубы Гостевая
 

 

ИЗДАНИЯ ЦБС "Татарская литература 20 века"

 

   

Стр.  1,  2,  3,  4, 

Хасан Туфан

(1900-1981)

  Настоящий поэт всегда исходит от правды лично пережитого и выстраданного. Благодаря этому он остается в памяти современников и потомков. И отныне становится частицей исторического времени, ориентиром для последующих поколений, берущих на вооружение те или иные ценности. Таким поэтом является, например, А.Т.Твардовский.

         Забыть, забыть велят безмолвно,

         Хотят в забвенье утопить

         Живую боль. И чтобы волны

         Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

         Забыть родных и близких лица

         И стольких судеб крестный путь...   

Нелегко, исподволь, мучительно, но неуклонно пробивается в поэзии Твардовского тема трагической памяти тридцатых годов. Она «большей частью присутствует затаенно как «немая боль», пропитавшая собой, в сущности, многие его строки, и военные и послевоенные...».

Та же «немая боль» присутствует в подтексте и в завуалированной форме стихов Туфана. И только сейчас, когда сопоставляешь стихи с трагическими фактами его жизни, раскрывается вся глубина и внутренняя сила творческого наследия Туфана.

«Туфан» в переводе с татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Поэт выбрал когда–то этот псевдоним по кличке деда, отличавшимся буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним этот как нельзя лучше подошел к характеру его поэзии. Именно таким дерзким, беспокойным, будоражим Туфан и вступил в татарскую поэзию второй половины 20-х годов. Вместе с Хади Такташем, Аделем Кутуем и кави Наджми он закладывал фундамент татарской поэзии, был не только современником, но и близким другом тех писателей классиков, о которых мы знаем только по книгам и учебником.

«Если все пережитые человеком драматические минуты, ыв том числе и такие, когда смерть спокойно и неотрывно смотрит в твои глаза и до порога вечности остаются считанные секунды, считать не расходом, а  доходом, то я очень богатый человек», – писал Х.туфан в своей автобиографии. Чего–чего, а драматических моментов в его жизни хватало.

Хасан Туфан родился  9 декабря 1900 г, в деревне Кереметь нынешнего Октябрьского района Татарстана. Его род происходил из беглых крестьян, которых несколько веков назад насильственно заставили принять христианство. Но они втайне придерживались мусульманства. В церковь венчаться не ходили, детей не крестили, поэтому их дети считались «незаконнорожденными» и фамилии им давались по имени матери (а не отца или дела, как издавна было принято у татар). Так фамилия Туфана до 1905 г. была Гульзизин по имени его матери Гульзизы.

Туфан был девятым ребенком в семье деревенского печника. Отец Хасана – Фахрулла – был матсером на все руки и одним из немногих грамотеев села. От отца Хасан унаследовал любовь к труду, пытливую любознательность и знание ремесел. Мать научила сына любить природу, «понимать яхзык звезд и цветов», как выражался Х.Туфан. Читать и писать он учился не в школе, а самостоятельно. При поддержке старших братьев он три зимы проучился в Уфимском медресе «Галия». Но кончить курс не удалось – не позволила нужда. Зато здесь Туфан познакомился с известным татаро–башкирским поэтом Шаехзаде Бабичем и будущим народным поэтом Башкирии Сайфи Кудашем. Под их влиянием  Туфан впервые берется за перо. На его первые литературные опыты обратил внимание один из преподавателей медресе – крупнейший татарский прозаик, ученый и общественный деятель Галимджан Ибрагимов  – и благословил его.

Но прошло немало лет, прежде чем Хасан Туфан вошел в литературу. До этого он переменил множество профессий, исколесил почти пол страны. В 1917 г.» – в самое бурное время  поворота от февраля к октябрю – Хасан работал токарем в Лысьвенском металлургическом заводе. В 1918-1924 гг. учительствовал в школах Сибири и Урала. В 1924 г. он приехал в Казань и поступил учиться в Восточный педагогический институт. В этом же году в газете «Кызыл Татарстан» было напечатано его первое стихотворение. А через два–три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Хасан Туфан одним из первых принес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Его стихи и поэмы конца 20-х – начала 30-х населены живыми полнокровными образами: шахтерами, горновыми, землекопами и т.д. В произведениях раннего Туфана нетрудно заметить общее с поэзией Маяковского. Подобно Маяковскому Туфан весь устремлен в будущее:

Первый дождь

С барабаном сегодня протопал

По железных крыш крутизне.

Ты ладошки расправь свои,

Умница, тополь,

 Аплодируй веселой весне!

 

Солнце шествует к нам,

Развернув свое знамя,

Одолев зари перевал.

Эй, товарищ Солнце.

Отпразднуй с нами,

Запевай 6Интернационал!

(«Кудрявые дни»)

К сожалению, значительная част ранних произведений Туфана не переведена на русский язык (а переведенные звучат слабо по сравнениюс оригиналом). Поэтому русскому читателю не просто составить себе более или менее полное представление о своеобразии раннего Туфана.

По приезде в Казань Хасан Туфан учительствовал в школе слободы «Бишбалта» (ныне Кировский район), входил в группу рабкоров газеты «Социалистик Татарстан» (ныне газета «Ватаным Татарстан»). Врачи посоветовали ему оставить на время творческую деятельность, сменить обстановку. Хасан Туфан отправился в продолжительное путешествие по Кавказу и Средней Азии. Подобно М.Горькому, Туфан скитался по родной земле пешком с палкой в руках и котомкой за плечами, пристально вглядываясь в жизнь, знакомился с людьми, старался понять, о чем они думают, что чувствуют. Когда кончились деньги, Туфан устраивался на работу куда–нибудь на завод, на строительство железной дороги или канала в качестве грузчика, землекопа или чернорабочего. Заработав немного денег на дорогу, отправлялся дальше. Вот как об этом позже он писал в своей автобиографии: «Путешествие помогло мне понять людей, жизнь и послужило началом моего отхода от романтического бунтарства раннего Маяковского к реализму Горького».

Примерно с 1933 г. начинается новая полоса в творчестве Хасана Туфана, ознаменовавшаяся переходом к татарскому народному стиху и возвращением к классике. Мы видим, как  в его творчестве углубляется лирическое восприятие действительности. В качестве примера можно привести стихотворение «Белая береза». Здесь отчетливо проступляют песенные, фолькорные мотивы. Поэт одухотворяет березу, обращается к ней как к живому существу.

Точно слезы, листья наземь падают,

Будто плачет дерево навзрыд…

До сих пор березе все мерещится,

Что на ней качается джигит.

 

Не грусти, не плачь, березка белая,

Листьев–слез напрасно не роняй:

В чистом поле нет и духа вражьего,

Уж давно свободен отчий край.

(«Белая береза»)

Значительная часть произведений Х.Туфана первых десяти лет творчества вошла в сборники, изданные в 1932, 1934, 1936 гг.: «Избранное», «Песни  наших дней», «Песни». Многие стихи Хасана Туфана 30-х годов вошли в хрестоматию, их знали  наизусть.

Меня поэтом мать не родила,

Мой стих – итог пережитого:

Всех предков горести, надежды и дела

В душе моей живут и просят слова.

(«Пройди, склонив голову»)

В этот период времени он работает в Татарском радиокомитете, в редакции журнала «Совет ђдђбиятыђ (ныне «Мђгариф»). Много переводит, участвует в работе I Всесоюзного съезда писателей, встречается с Горьким.

В 1940 г. по ложному обвинению Хасан Туфан был необоснованно репрессирован.

Хмурое холодное утро 1940 года Туфан запомнил на всю жизнь. Ему предъявили стандартное по тем временам обвинение – в контрреволюционном заговоре с целью свержения Советской власти, идеологической диверсии, а заодно и шпионажа в пользу фашистской Германии. О подробностях дела заботиться не приходилось, все было заготовлено и расписано. Оставалось только подписать заранее заготовленную бумагу и назвать сообщников.

Туфан отказался это делать. С этого дня  началось испытание на прочность. Пытки продолжались без перерыва и днем, и ночью, только следователи менялись.

Вначале следователю казалось, что сломить Туфана не составит особого труда: «Мол, гнилой интеллигент, к тому же – поэт». Но прошли все отпущенные на следствие сроки, а арестованный и не думал сдаваться. Более того, через полгода он выглядел, казалось, тверже, чем вначале, и словно бы закаменел в своем упорстве. Суд над Туфаном состоялся 7 мая 1942 г. Огласили приговор: высшая мера наказания… Но судьбе угодно было распорядиться по другому. Туфана привели в комнату следователя, и объяснили, что смертный приговор заменяется десятью годами тюремного заключения и пятью годами ссыльного поселения. В положении  Туфана это было великое счастье. Из Черноозерской тюрьмы его воели в пересыльную под Кремлем, откуда должны были отправить в колонию усиленного режима.

Началась жизньо рядом сос мертью. Все те испытания, которые пережил Х.Туфан, нельзя передать словами. Но ни камеыр–душегубки, где вместо двоих было 80 заключенных, ни тяжелая физическая работа, ни голод не смогли сломать, убить душу поэта.

Стр.  1,  2,  3,  4, 

     

 Copyright © 2002-2003   ООО "Аккорт"