Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10 лет спрос на жилые комплексы с необходимой инфраструктурой для зарядки электромобилей будет увеличиваться Со временем электрозарядная инфраструктура действительно становится логичным продолжением современного жилого комплекса
Популярность электромобилей растет, особенно это заметно в Москве. Если в начале 2023 года в столице было зарегистрировано 3 тыс. электрокаров, то на начало 2024 года их количество увеличилось втрое — до 9,38 тыс. Однако развитие инфраструктуры для электрокаров даже в столице не успевает за спросом на такие машины.
Эксперты, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимость», отмечают недостаточное обеспечение современных жилых комплексов зарядками для электрокаров. При этом риелторы и девелоперы видят растущий спрос на такую инфраструктуру особенно в более дорогом сегменте столичных новостроек.
Но в ближайшие годы ситуация может измениться. Так, в 2022 году Минстрой внес изменения в Свод правил градостроительства (СП 42.13330.2016), согласно которым на автомобильных стоянках необходимо проектировать не менее 5% машино-мест с зарядными устройствами. Правда, эти правила носят рекомендательный характер.
В конце 2023 года московские власти обсуждали возможность обязать застройщиков закладывать при строительстве и реконструкции зданий кабельные каналы, чтобы сделать возможной быструю установку зарядных станций, если от жильцов поступит соответствующий запрос.
Новостроек с зарядками недостаточно
Зарядки для электромобилей пока остаются довольно редкой опцией в инфраструктуре жилых комплексов Москвы. С каждым годом количество купленных в России электромобилей увеличивается, но даже в Москве жилых комплексов с подобной инфраструктурой не хватает, говорит директор по маркетингу компании Sense Диана Гайнуллина.
Такая инфраструктура необходима в первую очередь в непосредственной близости от квартиры. Желательно в собственном ЖК, так как время обычной зарядки для электромобиля составляет от шести до восьми часов и даже быстрая зарядка, например, на улице в Москве займет не менее полутора часов.
В большинстве случаев застройщик не устанавливает сам зарядное устройство для электрокара, а лишь обеспечивает подводку мощностей
В Москве на рынке новостроек на начало марта 2024 года, по данным аналитической платформы bnMAP.pro, в продаже представлено 1,08 тыс. корпусов новостроек всех классов с квартирами и апартаментами. Но среди них недостаточно ЖК, которые включают в себя готовую инфраструктуру для зарядки электромобилей. По оценке «Метриум», зарядки для электрокаров сейчас предусмотрены всего в 15-20% жилых комплексов Москвы, преимущественно, бизнес-, премиум- и элит-класса.
«Потребность в зарядных станциях, безусловно, будет расти. Но пока они предусматриваются в некоторых проектах бизнес-класса и выше», — говорит директор по продукту компании MR Group Жанна Махова.
По оценке девелоперской компании Sminex, зарядки для электромобилей можно встретить в половине премиальных и элитных домов на рынке новостроек Москвы. В 13% элитных домов девелопер изначально устанавливает зарядки на паркингах, а в 43% предусмотрена возможность их установки по желанию клиента, отмечает вице-президент по продукту компании Sminex Александр Лагутов.
По мнению эксперта, важно продолжать стимулирующие меры — не только развития бесшовной сети общественных зарядных станций и возможности бесплатной городской парковки, но и доступной зарядной инфраструктуры в рамках новых жилых комплексах.
Сколько электромобилей в России
По данным агентства «Автостат», на 1 января 2024 года в России зарегистрировано более 39 тыс. электромобилей. Это составляет 0,1% от всего парка легковых автомобилей, численность которого на начало этого года зафиксирована на отметке 44,09 млн. Вместе с тем, российский «электропарк» активно растет, за последние полгода он увеличился в 1,5 раза.
Больше всего электромобилей в Москве
Первое место по парку электромобилей занимает Москва. В столице насчитывается 9,38 тыс. таких транспортных средств. На втором месте рейтинга оказалась Московская область с показателем 2,93 тыс. электрокаров, третье место — за Краснодарским краем (2,52 тыс.). Также в первую пятерку вошли Санкт-Петербург (2,091 тыс.) и Иркутская область (2,08 тыс.).
Какие бренды популярны
Возглавляющему рейтинг японскому бренду Nissan принадлежит 40% зарегистрированных в России электрокаров (15 тыс. единиц). На втором месте оказалась американская Tesla (5,5 тыс.), доля которой в парке электрокаров составляет 14%. Третью строчку занимает китайский Zeekr (3,7 тыс. шт.), четвертую — немецкий Volkswagen (2,5 тыс. шт.), замыкает топ-5 брендов-лидеров отечественный Evolute с результатом 2,2 тыс. экземпляров.
Инфраструктура для электрокаров в ЖК
Кроме зарядок общего пользования на территории ЖК также могут быть предоставлены другие инфраструктурные возможности: индивидуальные машиноместа с зарядными станциями в подземном паркинге, возможность аренды электромобилей для жителей, объясняет коммерческий директор компании ASTERUS Вера Стефан.
В большинстве ЖК, которые декларируют наличие инфраструктуры для электромобилей, есть только несколько общих зарядных станций на весь комплекс, объясняет управляющий партнер девелоперской компании Stenoy Илья Фролов.
По словам управляющего партнера bnMAP.pro Ирины Доброхотовой, важно понимать, что в большинстве случаев застройщик не устанавливает само зарядное устройство для электрокара, а лишь обеспечивает подводку мощностей. Приобретением зарядного устройства и установкой собственник занимается самостоятельно, поясняет эксперт.
В современных ЖК встречаются как «медленные» розетки, так и быстрые полноценные зарядные станции, добавляет управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. По его словам, обычно электроэнергию для зарядки оплачивает сам автомобилист.
С каждым годом количество купленных в России электромобилей увеличивается