|
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. КАЗАНИ |
|
||||||||
|
|
|
Всем известно, что Казань без башни Сююмбеки – не Казань. Знаменитое многоярусное падающее здание высотой 58 метров, давно уже стало неофициальным символом нашего города, такой же неотъемлемой его частью, как Бранденбургские ворота в Берлине, статуя Свободы в Нью-Йорке, Эйфелева башня в Париже. Это грандиозное сооружение состоит из семи ярусов, над которыми поднимается шпиль, когда-то увенчанный золоченым яблоком с двуглавым орлом. Долго существовало поверье, что яблоко это золотое и что в нем храняться какие-то важные для местного мусульманства документы. В 1830 году по распоряжению министра внутренних дел Закревского шар этот был снят и вскрыт в присутствии представителей татарской общественности. Пробитый в нескольких местах молнией, он оказался латунным и пустым. Долгая история башни Сююмбике полна легенд и неразгаданных тайн. Название свое башня получила по имени казанской премудрой царицы Сююмбике, которая после гибели своего второго мужа Сафа-Гирея взяла на себя роль самостоятельной управительницы Казанским ханством. Точное время построения башни неизвестно. По одной версии, она построена в начале 17 века как дозорная, по другой – ее считают мавзолеем в честь мужа Сафа-Гирея, другие видят в ней минарет бывшей Муралеевой мечети, на месте которой была позднее построена Дворцовая церковь. Самая поэтическая легенда о Сююмбике – это романтическая любовь Ивана Грозного к татарской царице неописуемой красоты. Русский царь увидел ее портрет и пленился красотой татарской ханши, захотел взять ее в жены и сделать царицей в Москве. Но гордая Сююмбике ответила отказом. Это, по легенде, и стало причиной похода русских на Казань. Когда участь города была уже предрешена, Сююмбике вынуждена была согласиться на предложение царя. И гордая царица, не пожелавшая встать на путь предательства своего народа, поставила грозному царю условие: выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она. Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу. Когда башня была готова, поднялась на нее неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ, да и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы. Башня Сююмбике во все времена пользовалась среди мусульман большим почитанием и до сих пор можно видеть здесь татар, коленопреклоненных у ее подножия для молитвы. Народ любил свою царицу, жену и мать последних казанских ханов, и слагал о ней легенды. И чем глубже в веках оставались герои этих преданий, тем дальше от истины были прекрасные сказки о гордой Сююмбике, не пожелавшей предать свой народ и отвергнувшей гнусные предложения грозного царя. В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа. Ее первым мужем был хан Джан-Али. Этот брак не принес ей счастья из-за амбиций политической жизни ее мужа. И со вторым мужем, ханом Сафа-Гиреем, она тоже была не особо счастлива. У них был сын Утямыш-Гирей, который был крещен при дворе Ивана Грозного под именем Александр. Царь взял его в качестве почетного заложника в Москву, дал ему образование. Но Утямыш-Гирей довольно рано умер, в возрасте 20 лет и похоронен в одном из соборов Московского Кремля. После изгнания Сафа-Гирея из Казани, на ханский престол был посажен Шах-Али, брат Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г.Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век. Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда. Трудно сегодня найти в России человека, который бы не слышал об иконе Казанской Божией Матери. Эта икона – одна из самых почитаемых и, пожалуй, самых известных в мире. В разных, самых неожиданных уголках земного шара в храмах хранятся ее списки. Есть она даже на маленьком острове в Венеции, население которого составляют рыбаки и их жены, плетущие знаменитое венецианское кружево. Однако далеко не все знают, что на сегодняшний день сохранились лишь ее списки, а сама чудотворная икона, чье чудесное обретение и судьба изобилуют удивительными эпизодами, бесследно исчезла в ночь на 29 июня 1904 года. По преданию, она должна была погибнуть в пламени, так же как и была обретена. Ни одна из множества икон, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве копий, как Казанская, потому что именно к ней наш народ чаще всего взывает с просьбой о помощи, милости и заступничестве в тяжкие моменты жизни. 23 июня 1579 года в доме стрельца Даниила Онучина, стоявшим в начале нынешней улицы Большая Красная, вспыхнул пожар, испепеливший затем большую часть города. Вскоре после этого дочери стрельца Матрене во сне явилась Богородица и поведала о том, что на месте сгоревшего дома скрыт ее Пречистый Образ. Взрослые не приняли всерьез рассказ девочки, хотя сон приснился ей еще дважды. И тогда десятилетняя Матрена вместе со своей матерью начала поиски самостоятельно. На том месте, где прежде стояла печь, на глубине двух вершков она нашла образ Богоматери с младенцем на руках, завернутый в старый рукав от одежды вишневого цвета, но краски на ней светились первозданной яркостью. Собрались представители духовенства, городской власти, горожане – весть об обретенной иконе облетела Казань. Из земли на свои руки икону принял священник Ермолай, принявший впоследствии монашество с именем Гермоген и ставший затем митрополитом Казанским, а позже – патриархом Московским. Образ отнесли со всеми почестями в ближайший храм Николы Тульского, а затем перенесли в собор. Вскоре стала проявляться ее чудесная сила. Позже выяснилось, что обретенная икона – список с Богоматери, именуемой Одигитрией, то есть путеводительницей. Известность и значение Одигитрии тогда была превеликая, и эта чудотворная икона также бесследно исчезла в годы репрессий ХХ века. Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, царю Ивану Грозному. Он приказал построить на месте обретения иконы церковь и устроить при ней девичий монастырь. Матрена постриглась в него, приняв монашеское имя Марфа. Она стала первой из сорока инокинь этого монастыря, а потом и его настоятельницей. “Обретенная”, то есть подлинная икона никогда не покидала Казани. А вот список с нее в 1612 году (в смутное время) остался в Москве. При осаде поляков, занявших Москву в 1612 году, русское ополчение долгое время не могла добиться успеха. “Шляхетская вольница”, занимавшаяся разбоем и грабежом, ждала помощи из Польши, и угроза продолжения панского рабства была очень велика. Патриарх Гермоген, который присутствовал при чуде обретения иконы в Казани в 1579 году и написавший широко известный тропарь “Заступница усердная”, находился тогда в темнице Чудова монастыря, где поляки морили его голодом. Патриарх был единственный, кто решился возвысить голос против самозванца. Поэтому список с образа был передан казанцами князю Дмитрию Пожарскому. После строгого трехдневного поста по всей земле русской, когда даже младенцы и домашние животные не ели пищи, и молитвы перед Казанской иконой Божией матери, архиепископу Арсению ночью во сне явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что “завтра Москва будет в руках Пожарского”. Новость объявили всем, и наутро, воодушевленные небесным заступничеством, русские выбили поляков из Китай-города, а затем освободили и Кремль. Так закончилась эпоха великой смуты. Празднование иконе было установлено уже дважды в год – 21 июля – в день обретения и 4 ноября, когда победило русское воинство. Когда кончилось смутное время и на престол вошел Михаил Федорович Романов, бывший в походе список чудотворной иконы был поставлен в Московском Казанском соборе. При Петре 1 он был перенесен в Санкт – Петербург, где хранился в сооруженном в его честь Казанском соборе. Не один раз выручала икона Россию, Полтавская битва, война с Наполеоном… Особенно велика роль чудотворной иконы в Великой Отечественной войне. В блокадном Ленинграде совершили крестный ход и сбылось пророчество, сказанное еще Петру 1 святителем Митрофаном, что «пока икона находится в городе, вражья нога не ступит в него». В боях за Сталинград икона защищала Россию на последнем пятачке земли, была она и под Кенигсбергом и на других участках фронта, где приходилось особенно туго. Итак, Иван Грозный был не единственным царем, глубоко чтившим эту икону. Его сын, Федор Иоаннович, повелел заложить на территории монастыря новую каменную церковь, а количество инокинь увеличить до 64. Саму же икону по его приказанию убрали драгоценными камнями. У иконы было две ризы: будничная и праздничная. Будничная риза была выполнена сплошь из жемчуга разной величины. Праздничная была из золота, на венце Богоматери – корона с крестом серебряная, украшенная бриллиантами, такая же корона на венце Спасителя. Во время визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, государыня пожертвовала на венец Богоматери бриллиантовую корону. В 1810 году на территории Богородицкого женского монастыря был заложен большой каменный собор и после завершения его постройки сюда со всеми почестями перенесли икону Казанской Божией Матери. Здесь же в начале ХХ века разыгралась трагедия. Кто-то с неимоверным упорством начал охотиться за иконой, - игуменья монастыря не раз обнаруживала следы взлома. Она обращалась в полицию, к городским властям и, как в истории с обретением иконы, слова женщины не принимали всерьез. Однажды пришедшие в храм увидели, что иконы там больше нет… Через некоторое время был арестован некто Федор Чайкин, он же Варфоломей Стоян, 28 лет, профессиональный вор, который признался, что совершил это заказанное ему группой лиц преступление. Ризу он разрезал, а икону сжег. Его приговорили к 12 годам каторги, где он тихо сошел с ума и умер. Дело было закрыто. Но город долго еще был взбудоражен и переполнен различными слухами, самый упорный из которых гласил, что икона была не сожжена, а продана за большие деньги старообрядцам и посредником в этом деле считали церковного сторожа. Но очень странно повела себя в этой истории игуменья монастыря. После того, как икона была похищена, она, столь нервозная в предваряющие печальные события месяцы, неожиданно… успокоилась. Инокини не раз слышали от нее странную фразу: «Верьте мне сестры, Божья Матерь с нами». Вернувшаяся из ГУЛАГа келейница последней игуменьи пролила свет над этой тайной, рассказав, что игуменья, предвидя похищение, заказала точную копию иконы. И, каждый вечер, покидая последней храм, она тихо заменяла оригинал иконы на копию. Оригинал же хранился до следующего утра у нее в келье. Таким образом, можно предположить, что Чайкиным была похищена копия. Что в предании правда, а что – вымысел, сейчас сказать трудно. Как трудно поверить, что чудотворный образ был уничтожен. Думается, что он все-таки где-то ждет своего часа, чтобы снова явиться миру. Такие иконы, как Казанская, не исчезают бесследно. Как и все чудотворные образы – они даются людям в утешение и награду. А на месте некогда разрушенного монастыря, жизнь которому дала в свое время чудотворная икона, недавно зародилась новая молодежная община, которая может быть даст ответы на тайны похищения начала ХХ века.
|
||
|
Copyright © 2002-2003 ООО "Аккорт" |