ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА г. КАЗАНИ


 

На главную

 О ЦБС

Наши библиотеки

Издания

 Ресурсы

Панорама жизни ЦБС Клубы Гостевая
 

 

ИЗДАНИЯ ЦБС "Татарская литература с древнейших времен"

 

 

Стр. 1, 2, 3, 4

Юсуф Баласагуни

  Да будет, о мудрый, мой умысел ведом:

Я зов обращаю к идущему следом.

О ты, кто начнет эту книгу читать,

Познаешь ты тюркских речей благодать.

Паслось слово тюрков оленем нагорным,

А я приручил его, сделал покорным.

Такими словами начинается почти тысячелетняя история классической тюркоязычной литературы. Эту историю открывает величественный памятник тюркской литературы и культуры - первое, старейшее и единственное в своем роде тюркское поэтическое сочинение XI века. Это сочинение - поэма «Кутадгу билиг»(«Благодатное знание»), которую более тысячи лет назад написал в древнем городе Кашгаре прозорливый мудрец и вдохновенный поэт Юсуф хасс-хаджиб Баласагуни.

В центре Азии лежит земля, где в древности соприкоснулись несколько

великих культур Востока: византийская, арабская, персидская, индийская и китайская. Впитывая их лучшие достижения, а главное, развивая свои собственные традиции, здесь тысячу лет назад начали осваивать новый для себя мир двухтысячелетней городской культуры многочисленные кочевые племена тюрков. Древнейшее название этой земли - Туран, более позднее - Туркестан (страна тюрков), сегодня мы зовем ее Средней Азией.

В IX веке в Туркестане возникло новое тюркское государство - империя Караханидов, которая просуществовала до начала XIII века. В империи было два центра: на востоке - город Кашгар, на западе - город Баласагун. В X веке караханидские тюрки первыми среди тюркских племен приняли ислам - религию оседлого населения, которая постепенно распространялась и среди кочевников.

Империя Караханидов состояла из трех основных уделов: Мавераннахра, Восточного Туркестана и Семиречья. В результате бесконечных междоусобных столкновений, борьбы за власть она еще более раздробилась и, в конце концов, распалась. (В 1130 году Караханидское государство было завоевано хорезмшахами). Тем не менее период господствования Караханидов ознаменовался для всех частей ее обширной империи значительными экономическими, социальными и культурными сдвигами, причем в положительную сторону.

При караханидском завоевании Средней Азии не было массовых разрушений и опустошений. Города не разрушались, а возделанные земли не превращались в пастбища. Сохранялось население - и городское, и земледельческое. «Сад повелителя правоверных» - так называли Среднюю Азию восхищенные путешественники и географы того времени. Действительно, XI век для Туркестана и соседнего с ним Ирана - эпоха удивительного культурного расцвета .

Это время гениальных ученых, бессмертных поэтов, замечательных зодчих. Среди них - автор гениальной поэмы «Шахнаме» Абулькасим Фирдоуси (ок. 935- ок. 1020); ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни (973-1048); ученый, врач и поэт Абу Али ибн Сина (980-1037); математик, астроном и поэт-философ Омар Хайям (ок. 1048-1122).

В Туркестане того времени широко использовались три языка: тюркский, арабский и персидский. Тюркский был языком пришельцев из степи, кочевников, которые переходили к оседлости; начинался процесс тюркизации края. Арабский был языком религии, науки, юридического делопроизводства, отчасти - поэзии. Персидский расцветал в прекрасных поэтических образах. Все три языка использовали один общемусульманский алфавит - арабский, но, чтобы писать по-тюркски, использовали и второй алфавит - уйгурский.

В культурной жизни Туркестана в ту пору особенную роль играли две тюркские столицы - города Баласагун и Кашгар: первый - в Семиречье, в Чуйской долине. Другой - цветущий оазис в мертвой пустыне Такла-Макан  у подножия великого Тянь-Шаня. Через них в то время проходил «Великий шелковый путь» между Китаем и Византией.

Судя по большому числу сохранившихся имен поэтов и писателей, литература Караханидского периода в Средней Азии была, очевидно, довольно значительна. В Кашгаре XI века вырос и получил образование Махмуд Кашгари - первый ученый-тюрколог, автор драгоценного творения «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских языков»), чудом дошедшего до наших дней в единственной рукописи. Из его труда мы знаем, что у караханидских тюрков была своя богатая народная поэзия, совершенно не подверженная персидскому влиянию. Была, конечно, и авторская тюркоязычная поэзия, но роль и место поэтов-тюрков в культурной жизни Туркестана были, видимо, весьма скромны.

Чтобы придать «слову тюрков» в тех условиях авторитет книжной, придворной литературы, нужно было творческое усилие и талант настоящего поэта. Им и стал Юсуф хасс-хаджиб Баласагуни, с законной гордостью написавший в начале своей поэмы «Благодатное знание»:

Да, книг у арабов, таджиков немало,

А нашего речью сил - лишь начало.

Юсуф Баласагани создает монументальное эпическое творение, великий памятник тюркоязычной поэзии, достойный быть названной в ряду крупнейших произведений мировой литературы Средневековья.

Обессмертивший свое имя Юсуф родился в городе Баласагуни. От самого города осталось лишь название. Он стоял на территории Киргизии, на берегу реки Чу, неподалеку от нынешнего города Токмак.

Удивительно, но факт, ни Юсуф Баласагуни, ни его земляк Махмуд Кашгари не упоминаются ни у одного восточного биографа или библиографа. Потому все наши сведения о Юсуфе Баласагуни состоят лишь из кратких данных, содержащихся в самом его сочинении. Юсуф писал свою поэму, будучи в весьма преклонном возрасте по понятиям того времени:

А мне пятьдесят, и немолод я телом,

Был вороном черным, стал лебедем белым.

Стр. 1, 2, 3, 4

 

     

 Copyright © 2002-2003   ООО "Аккорт"


href="http://top.mail.ru/jump?from=634899">